Поиск по сайту...
Смешные истории на сайте SMEHIS.RU
Смешные истории на SMEHIS.RU
RSS-подписка на новые статьи

Введите Ваш e-mail для подписки:

Октябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Istoriya-izobreteniya-naperstka  В Средние века наперстки уже существовали. Как и любая вещь того периода, они были настоящими произведениями искусства: очень красивы и изящны, выполнены, конечно же, из драгоценных металлов, черепахового панциря, редкого рога, украшены гравировкой, эмалью, драгоценными камнями, инкрустацией из перламутра и т.п.

И более того, эти маленькие колпачки были окружены массой красивых и поэтичных легенд. Вот одна из них: жил-был портной, очень работящий, день и ночь трудившийся над прекрасными нарядами и нещадно коловший себе пальцы иглой. И вот однажды ночью, когда светила полная луна, он очень устал и вышел в сад, где цвели красивые красные колокольчики. Вышел и остолбенел: по саду сновали гномы, срывали цветки колокольчиков и тихо куда-то уносили.

Утром же портной с удивлением обнаружил, что цветы стояли нетронутыми. Так повторилось на вторую ночь, на третью, и портной не выдержал — пошел за гномами. Гномы привели его в волшебное подземное царство, где Drevniy-naperstok-bez-dnaпортной увидел длинный стол, за которым сидели прекрасные эльфы и шили для гномов одежду. У каждого эльфа на среднем пальчике портной заметил цветки колокольчиков. Он посмотрел на свои исколотые пальцы и загрустил.

Вернувшись домой, портной лег спать. А утром, распахнув окно, увидел на подоконнике сверкающий колокольчик из чистого серебра. Портной надел его на палец — колокольчик идеально ему подошел. Это и был наперсток. С этих пор портной не ранил себе пальцы, а работа у него пошла в два раза быстрее. Наперсток этот, по легенде, награда портному за цветы и за то, что он сохранил тайну.

В странах Индокитая были обнаружены наперстки, однако там они имели Drevniy-naperstok-s-donishkomдругой смысл — служили женскими обручальными кольцами. На них гравировали имя женщины, год, месяц и число, когда она вышла замуж. Есть сведения, что наперстки по их прямому назначению использовали в Византии, Коринфе, Малой Азии и Древнем Риме. Самый древний древнеримский наперсток хранится в музее наперстков в Германии в городе Креглингене. Этот экспонат датируется временами императора Клавдия — 41-45 год н.э.

Средневековые наперстки находят также на территории Турции, Венгрии, Китая. В России первое письменное свидетельство использования наперстков мы находим в приходно-расходной книге Иверского монастыря (остров Рябиновый на Валдайском озере) за 1669 год. Книга сообщает, что монастырь закупил 40 наперстков и 300 швейных игл. Но это только упоминание, а самый старый наперсток на территории России был найден в раскопе под Владимиром рядом с одеждой кроманьонца, на которой хорошо заметны следы швейной работы.

Bronzoviy-naperstok  Детали одежды этого кроманьонца были сшиты при помощи костяных игл. Рядом лежал и предмет, которым эти иглы, по всей видимости, проталкивали. Возраст этого наперстка предположительно около 32 тысяч лет. Известен и протонаперсток с древней стоянки Сунгирь эпохи верхнего палеолита (25 тысяч лет). Найден он был в захоронении мужчины и двух подростков — мальчика и девочки — и хранится в экспозиции Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Выглядели эти древнейшее наперстки как костяное широкое плоское кольцо, надеваемой на палец при шитье. Другой вариант протонаперстка с этой же стоянки — диски из бивня мамонта диаметром чуть больше 3см. На диск нанесен точечный орнамент в виде небольших углублений, сходных с углублениями на современных наперстках. Подобный диск с углубленными точками был найден и на стоянке Мальта недалеко от Иркутска.

Naperstok-iz-stali  Все эти находки дают возможность думать, что первые наперстки в истории человечества были изобретены именно на территории современной России. Древнерусские наперстки в общих чертах напоминают современные. Наперстки Х века чаще всего выглядят как свернутое из красной бронзы кольцо без шва. Такие наперстки не имеют верха. Более поздние имеют привычную нам приплюснутую верхушку. Такие наперстки изготавливались различными методами: методом вырезания из раскатанного листа, методом ковки по шаблону с последующей накаткой лунок по спирали, начиная с нижней части, методом литья; углубления делались при помощи примитивного керна.

Naperstok-Avrora  Позже стали появляться наперстки из бронзы, особенно много таких находят на кубанской земле. Эти наперстки, датируемые XII- XIII веком уже имеют вершину и узор- орнамент в виде необычного шеврона, разрезающего наперсток на три части.

Серебряные наперстки для России раннего средневековья — редкость. Первые найденные серебряные образцы датируются XV-XVI веком. В раскопках под Муромом был найден небольшой кошель с монетами Ивана III и Василия III, в котором находился великолепный серебряный наперсток, украшенный необычными лунками в виде шестиугольных звезд на вершине и боковой поверхности. Специалисты считают, что родина этого наперстка — Англия.

Что касается этимологии слова «наперсток», то она очевидна. Наперсток (по многим словарям — и Даля, и Ожегова) — это то, что надевают на перст, т.е. палец, во время шитья. Однако мало кто знает, что на Руси изначально наперстком назывался не колпачок на палец для защиты от уколов иглы, Kitayskiy-naperstokа: свинцовый кистень для кулачных боев. Наперстком же называли и кольцо, которое надевалось на большой палец правой руки при стрельбе из лука — чтобы было удобнее оттягивать тетиву.

Наперсток, кстати, не простой колпачок и имеет достаточно сложное строение. У него обязательно должен быть ободочек понизу, корпус в виде усеченного конуса и верх с небольшими выемками. Выемки могут быть и на боковой поверхности.

Самый известный европейский центр производства наперстков в XIV-XVII веках располагался в Германии, в Нюрнберге. Наперстки тех времен даже получили имя собственное — нюрнбергские. Они отличались от своих современников тем, что делались цельнолитыми, и их секрет не могли разгадать в течение двух веков. В Германии мастеров-наперсточников так ценили, что на их могильных плитах выбивали рядом с именем и его наперсточное клеймо.

Клеймо западные мастера ставили обязательно, и это облегчает Naperstok-Avstriyaидентификацию и датировку старинных наперстков. Другой момент, кстати, который облегчает датировку — нанесение углублений на поверхность. Если они нанесены нерегулярно, значит, наперсток изготовлен до середины ХIХ века, когда этот процесс сумели, наконец, механизировать.

Вторым «наперсточным» центром в Европе стала Голландия. В XVII веке голландский купец Лофтинг перевез часть станков для производства наперстков в Англию. По внешнему виду довольно трудно отличить английские наперстки Лофтинга от чисто голландских образцов. Довольно быстро наперстки Лофтинга покорили весь мир. Любопытно, что ранние — XIV-XVI веков — голландские наперстки с клеймами мастеров находят и на Кубани. Позже — XVII-XVIII века — голландские наперстки машинного изготовления попадали в Россию и через Холмогоры, затем Naperstok-kruzhkaАрхангельск, и оттуда уже распространялись по всей стране.

С течением времени и в других странах стали появляться мелкие фабрики и мануфактуры, так как спрос на наперстки становился все больше, ведь в те времена женщин-рукодельниц было не в пример больше, чем сейчас. Рукоделием занимались даже королевы. Были известные мастера-наперсточники, их произведения (а наперстки были настоящим произведением искусства) передавались по наследству. Ценный наперсток жених обязательно дарил своей суженой.

В XVII-XVIII веках наперстки настолько входят в моду, что даже становятся украшением! Модницы часто носили не по одному, а по 8 наперстков (имеется в виду две руки). Делали их в этом случае исключительно из драгоценных металлов. Впрочем, встречались и фарфоровые, костяные, кожаные наперстки, бывали даже и деревянные, вырезанные из ценных или уникальных пород дерева. Самые красивые образцы изготавливались по заказу особ королевского дома, герцогинь, королевских фавориток.

В XVIII веке вошли в моду несессеры — специальные коробочки-футляры с набором предметов туалета или принадлежностей для шитья. Они были разного размера — большие и маленькие, последние являлись украшением Naperstok-s-emalyuкостюма, их носили на цепочке (шатлене), прикрепленной к поясу. В таком несессере хранились и драгоценные наперстки. Один такой несессер, заказанный королевским домом Германии, был оценен на аукционе в 60 тысяч долларов. Фарфоровый наперсток фирмы Мейсен, сделанный в форме зуба приблизительно в 1740 году, был продан по рекордной для наперстка цене в 8000 фунтов стерлингов в Лондоне.

Чуть позже стали появляться и складные наперстки. Этот тип наперстков — очень редкий, сохранился в немногих частных коллекциях и представляет собой конструкцию, напоминающую по принципу складной пластмассовый стаканчик. Делались такие наперстки, чтобы он мог поместиться в складной дорожный очень плоский игольник (тоже своего рода тип швейного несессера, похожего на миниатюрный кейс).

В Китае расцвет производства наперстков попадает на XIV-XVI века (эпоха династии Мин). Кроме стандартной формы, которая была, в общем, Naperstok-s-rusalkoyхарактерна для всех стран как самая оптимальная, в Китае любили делать наперстки в виде голов совы или орла. Для сюжетов росписи чаще всего использовали изображение панд, рыб, птиц, драконов, лошадей, а также цветов. Для китайских изделий было характерно прилагать к наперстку и миниатюрный сундучок-футляр, украшенный так же, как и сам наперсток.

Лучшие образцы сделаны в технике перегородчатой эмали: на металлическую поверхность по контуру заранее нанесенного узора напаиваются ребром тоненькие металлические полоски. Получившиеся ячейки заполняются эмалью. Изделие обжигают и после обжига шлифуют и полируют. Сине-голубые изделия эпохи Мин хранятся в лучших музеях мира. Похожая техника есть во Франции, называется cloisonne. Если перегородки выступают над поверхностью, то такой вид эмали называют эмалью по филиграни.

Любопытно, что из-за того, что для России были характерны оба вида перегородчатой эмали, очень часто китайские наперстки принимались (и принимаются) за российские. Так, например, Санкт-Петербургский ювелирный завод «Русские самоцветы» второй век подряд изготавливает серебряные наперстки, украшенные эмалью, руководствуясь образцами, которые делались старыми русскими ювелирами еще до революции.

Egipetskiy-naperstok  Дореволюционные русские наперстки, к слову, даже для обычных бытовых нужд часто изготавливались из драгоценных металлов — золота и серебра — и рукодельницы того времени считали это за норму.

Наперсток, кстати, делится на два основных вида — рабочий, т.е. тот, при помощи которого шьют, и ювелирный, декоративный. Оба вида существовали практически всегда параллельно, перетекая иногда один в другой. В последнее время, с развитием индустрии туризма, появился и еще один тип — сувенирный. К нему мы еще вернемся.

С изобретением швейной машинки спрос на наперстки существенно упал, хотя из обихода он не исчезал никогда — всегда существовал (да и сейчас существует) индивидуальный пошив и декоративное рукоделие. В 1824 году в Швабии (Германия) был придуман универсальный станок для производства наперстков, как утверждал изобретатель, «любого вида». Под «любым видом» подразумевалась и форма, и материал, и отделка.

Позже тайну станка узнали и в других странах, а один французский Naperstok-s-olenemпромышленник с гордостью заявил, что производит четырнадцать видов наперстков из золота, серебра, латуни, меди и других металлов. Другой промышленник додумался на своих изделиях гравировать на них название своей фирмы. Впрочем, свои клейма, как вы помните, мастера ставили давно, однако писать название фабрики — это было новым.

В ХХ веке наперстки не всегда использовались по своему прямому назначению. Часто учительский палец с наперстком стучал по головам нерадивых учеников: не больно, но ощутимо. А в Первую Мировую войну наперстки заявили о себе и на патриотическом поприще: парижанки, озабоченные ходом войны, сдали на нужды фронта около полумиллиона серебряных наперстков для переплавки, чтобы полученным серебром правительство смогло оплатить снаряды и амуницию.

Благодарные солдаты, прослышав о таком подвиге со стороны своих жен и невест, сидя в окопах, изготавливали любимым подарки из спиленных гильз и посылали домой эти кустарные наперстки, которые были очень ценны с точки зрения заботы о многострадальных женских пальчиках. А в середине ХХ века во Франции был утвержден «Золотой наперсток» — одна из профессиональных наград в индустрии моды.

Krasiviy-naperstok  Наперсток — очень ценный свидетель ушедших эпох. Причем не только с точки зрения декоративных предпочтений, дизайна и т.п., но и с позиций изучения технологий изготовления, методов работы с металлами, торговых и миграционных путей человека. Так, например, на севере России может быть найден византийский наперсток, а в Северной Америке — турецкий. Это говорит о том, какие тесные связи были у наших предков.

Наперстки изучают, создаются общества любителей наперстков, которые имеют вес и популярность не меньшую, чем у нумизматических или филокартических клубов. Существует более десяти музеев наперстков. Например, экспозиция голландского музея в Веенендаала насчитывает более 60 000 экспонатов, в баварском музее в Креглингене их меньше, но все равно цифра впечатляет: 3 500.

Этим музеем владеет потомственный «наперсточник», который обладает богатейшей информацией практически о любом экспонате и со знанием дела отвечает на любой заковыристый вопрос экскурсантов об истории наперстка. Любопытная деталь: его отец Хельмут Грейф в свое время, желая разбогатеть, купил знаменитую фабрику Габлера по производству наперстков. Однако ему не повезло: фабрика сгорела. Тогда Хельмут написал книгу «Рассказы о наперстках», имевшую колоссальный успех во всем мире. Доходы от продажи книги окупили убытки после пожара, а ее автор смог основать музей наперстков.

Буду очень благодарен, если поделитесь статьей в соц. сетях

0
Смешные истории об искусстве на сайте SMEHART.RU
Смешные истории об искусстве на SMEHART.RU
РЕКЛАМА НА САЙТЕ
ПРОСМОТРОВ
СТАТИСТИКА